пятница, 20 января 2012 г.


Этот материал опубликован в №1-2 2012 журнала "Мотодрайв"

CRеноТень

Хренотень – тень, отбрасываемая листьями
 хрена на грунт или другие растения.
Бестолковый словарь нового русского  языка

1 января 2012 года в мировом чемпионате MotoGP началась очередная революция. То, о чем начали говорить еще пару лет назад, сегодня обрело вполне осязаемые формы и на ближайшие пару лет станет если и не трендом, то, по меньшей мере, главным поводом для «поговорить». Имя новой любимой жены Dorna  CRTlaiming Rule Teams).
О CRT мы писали уже не один раз. Правила новой забавы стали известны довольно давно, равно как и список потенциальных участников подкласса, однако только сейчас можно сказать что-то более или менее внятное о CRT. Прежде всего, потому, что незадолго до конца года в Хересе были проведены совместные тесты байков Мото2, MotoGP, CRT и WSBK, давшие первые представления о том, что сумели сотворить частные конструкторы CRT. Следует сказать, что на тот момент хвастаться мотоциклам со стоковыми моторами на кустарных шасси было абсолютно нечем. Так, второе время сумел показать Колин Эдвардс, в конце сезона принявший предложение Forward Racing, уже два года весьма успешно участвующей в чемпионате Мото2. Американец сумел разогнать байк на базе шасси Suter с мотором BMW до 1:42,6. Он оказался всего на треть секунды быстрее, чем Скотт Реддинг на мотоцикле Moto2 с шасси Kalex, и на 3 секунды медленнее, чем Кейси Стоунер в апреле 2011 года на квалификации Гран-При Испании. Быстрейшим же из CRT стал Ренди де Пюнье. Пилот Aspar Racing более чем на секунду опередил Эдвардса, показав результат 1:41,5 секунды. Между тем, результат француза едва ли можно считать точкой отсчета. Все дело в том, что байк Aprilia, на котором утюжил трек Ренди, не отвечает требованиям правил CRT и по своей сути является стоковым мотоциклом. Аналогичным тому, который принимал участие в минувшем году в Чемпионате WSBK. В настоящий момент команда в тесном сотрудничестве с Aprilia ведет работу над преработкой шасси до такого состояния, чтобы технический комитет Гран-При не счел байк стоковым и допустил для участия в чемпионате по правилам CRT. Впрочем, и здесь есть подвох: привлечение сил Aprilia для доработки шасси несет в себе серьезный риск, ведь в таком случае участие завода может дать повод трактовать конечный продукт как заводской прототип. Ответ на этот ребус мы сможем получить только в конце января, когда команды MotoGP отправятся в Малайзию на первую официальную тестовую сессию.
На сегодня же список команд, оплативших аванс за участие по правилам CRT в 2012 году, состоит из 7 команд и 9 пилотов.
NGM Forward Racing прикупила для себя Колина Эдвардса и сезон 2012 года проведет на шасси Suter с мотором BMW. Поговаривают, что команда намеревалась обзавестись шасси, которое построит Ги Кулон (бывший гоночный инженер Эдвардса) из Tech3 и хотела установить на него мотор от Yamaha R1. Однако Эрве Поншараль в сентябре минувшего года заявил, что никакого такого шасси команда не строит. В подтверждение его слов NGM Forward Racing выехала на тесты в Хересе с хорошо знакомым и построенным раньше других Suter. Впрочем, уже в декабре Эрве предположил, что команда может попробовать силы в CRT в 2013 году. Вполне вероятно, что шасси команда все же готовит и как основную тестовую площадку будет использовать именно Forward. Благо у последней есть Колин Эдвардс, эдкий посол доброй воли в мире CRT от Tech3 и Yamaha.

Gresini Racing CRT. Фаусто Грезини решил «вступить» в пока весьма сомнительную затею Dorna лишь одной ногой. В его гараже отныне будет 2 мотоцикла. Традиционная заводская Honda достанется Альваро Баутисте, а мотоцикл CRT будет доводить до ума Микеле Пирро. Шасси для нового мотоцикла строит небезызвестная FTR, мотор, как несложно догадаться, установят от Honda CBR1000RR. На сегодняшний момент проект весьма сырой. По сути, готового мотоцикла у команды все еще нет. Причем по словам самого Фаусто Грезини увидеть первую версию байка можно будет не раньше февраля. Это означает, что оценить скоростные характеристики детища FTR в Сепанге мв не сможем.

Aspar Racing. Хорхе Мартинес Аспар один из немногих, кто однозначно позитивно высказался о CRT. Он искренне считает, что за новым детищем Dorna будущее MotoGP. Поэтому, а также из банальной жадности (счет за прототипы Ducati, которые использовала команда, показался Хорхе Мартинесу слишком большим), знаменитый менеджер с головой бросился в авантюру. Благо у него имелась хорошо протоптанная дорога к менеджменту Aprilia. Так на свет появилась ождна из самых перспективных команд CRT, подкрепленная пусть еще и не омологированной, но самой конкурентоспособной на текущий момент техникой Aprilia и двумя талантливыми пилотами: Ренди де Пюнье и Алейшем Эспаргаро.

BQR Inmotec. Испанский проект Inmotec уже 2 года ночным комаром кружит на бренным телом MotoGP. Несколько попыток «укусить», в смысле попасть на стартовую решетку королевского класса, постоянно оказывались лишь умело составленными пресс-релизами. CRT открывает для проекта новые перспективы. Объединившись с командой BQR, прославленной в минувшем году Мавериком Винялесом и Пэрис Хилтон в классе 125сс, веселая компания отправляется пробовать силы в MotoGP. На этот раз вполне серьезно. Впрочем, до сих пор не ясно, на каком мотоцикле поедет команда. В Хересе Иван Сильва тестировал детище самой Inmotec, а Йонни Эрнандес катался на FTR. Выбор команде предстоит сложный, поскольку значительного преимущества ни один из мотоциклов так и не показал.

Paul Bird Motorsport. Знаменитая гоночная команда PBM, названная в честь ее создателя и руководителя Пола Берда, знаменита тем, что в последние 3 года представляла завод Kawasaki в мировом супербайке. Именно в ее трейлере в середине минувшего года были найдены наркотики, что и вынудило японцев отнять статус «заводской» у проекта. Команда продолжит выступать в WSBK на Kawasaki, однако уже как частный проект. Одновременно с этим команда начинает экспансию в MotoGP. Проект будет основан на байке Aprilia, который станет пилотировать Джеймс Элиссон. Минувший год британец завершил 7-м в WSP.

Team Speedmaster близкого друга Валентино Росси Алессио Салуччи рванулась в CRT с Энтони Вестом. Свой выбор команда также остановила на проекте Aprilia CRT.

Grillini Gapam малоизученный проект до сих пор остается загадкой для многих. Согласно некоторым данным, команда намеревается выставить на стартовую решетку 2 мотоцикла. Однако на сегодняшний день известно имя лишь одного пилота. Федерико Санди, итальянский райдер, завершивший минувший года 3-м в итальянском супербайке, поведет в бой мотоцикл с мотором BMW. Впрочем, четкой информации, на какое шасси установят двигатель баварского концерна пока нет.
Если сравнивать нынешнюю затею Dorna с проектом Moto2, выводы окажутся не в пользу CRT. В первый год своего существования в Moto2 выстроилась очередь, в СRT участников пришлось тянуть едва ли не за уши. Основная проблема заключается в том, что нынешние правила СRT не позволяют уравнять шансы прототипов и полустоковых мотоциклов. Поблажки, в виде увеличенного топливного бака (24 литра против 21 у прототипов), большего числа моторов на сезон (12 против 6 для прототипов), разрешения использовать в тормозах керамических элементов и меньший разрешенный вес байков лишь подтянули CRT к прототипам MotoGP, сократив разницу во времени на одном круге до, примерно, 3-4 секунд. Но этого, очевидно, недостаточно. Вместе с тем, в отсутствие рынка шасси для Moto1 (который уже сформировался в Moto2), многие команды вынуждены в частном порядке строить шасси и дорабатывать моторы, что выливается в весьма серьезные капиталовложения, которые, между тем, не сулят в ближайшем будущем никаких дивидендов. Оттого и сыплется в адрес CRT огромное количество критики. По сути, кроме политкорректного (очевидно из-за статуса полуофициального «лица» всего MotoGP) Валентино Росси, все, кто напрямую не связан с проектами CRT раскритиковали идею в пух и прах или, по крайней мере, выразили сомнение в ее отношении. И тем не менее, пока рано говорить о верности  избранного Dorna пути. Правила будут оттачиваться на протяжение 2012 года. Будет расти конкурентоспособность техники CRT. Нет никаких сомнений, что мало-помалу, стараясь не спугнуть заводы, Кармело Эзпелета сможет уравнять возможности одних и других мотоциклов. Но это будет позднее, вероятно, даже не в нынешнем году. Пока же, затея Dorna рискует обернуться полной хренотенью в первой гонке сезона.

Комментариев нет:

Отправить комментарий