По завершении Австралийского этапа Доктор с нескрываемым удовольствием сообщил долгожданную новость: Yamaha не будет ставить палки в колеса Росси и отпустит своего любимчика тестировать Ducati GP10 в Валенсии.
Торжественные возгласы многочисленных обозревателей, впрочем, спустя неделю были слегка омрачены рассуждениями сразу нескольких экспертов. Мик Дуэн, Карло Пернат и Кевин Шванц в той или иной мере раскритиковали действия Yamaha. Суть всех заявлений, так или иначе, сводится к одному: Yamaha совершила серию ошибок, последней из которых стало разрешение Росси тестировать Ducati GP10 в Валенсии. Но был ли у Yamaha выбор?
Для начала давайте пройдемся по тем ошибкам японцев, которые принято считать очевидными. Первая, и, конечно, самая главная, заключается в том, что Yamaha все же отпустила Росси. Принято считать, что Вале переходом в Ducati осуществил свою, а заодно, и мечту всех итальянцев. В пресс-релизах команд это обычно называется «принял новый вызов». Но если отбросить всю эту лирику, получится, что перешел Валентино не в Dream Team, а на рабочее место с большей зарплатой. И, наверное, с лучшими условиями труда (это про напарника). Остальное – для нас с вами. В действительности, Yamaha зажилила денег девятикратному. Точнее не так. Японцы готовы были пойти на увеличение зарплаты Росси, но платить Валентино СТОЛЬКО, сколько готова была предложить ему Ducati, не могли. Вторая ошибка является прямым следствием первой. Yamaha ни в коем случае не должна была отпускать Джереми Берджеса. Здесь, скорее всего, все так же упиралось в деньги. Ducati не пожлобилась, Yamaha, напротив, решила, что незаменимых людей нет. Будто позабыв, из какого болота в 2004 году доставал синий мотоцикл Росси и Берджес. Нет, разумеется, нынешнее доминирование Yamaha лишь отчасти является заслугой упомянутой парочки. Сам факт, что в свое время японцы решились на покупку отнюдь недешевого Росси говорит о том, что планировался грандиозный блицкриг. И, конечно, команда и завод планировали бросить значительные усилия на то, чтобы вывести команду из застоя. Росси и Берджесу отводилась роль пусть и очень толковых, но далеко не незаменимых ассистентов. Но даже при таком раскладе, облегчать жизнь Росси в Ducati не стоило. Удержать Джереми было достаточно просто, хоть и дорого.
Наконец, Росси решили отпустить на тесты в Валенсии.
Нынче уже мало кто сомневается, что Росси сможет поехать на Ducati сразу и быстро. В качестве ключевого аргумента приводится тот факт, что GP10 при всех его недостатках является одним из лучших мотоциклов чемпионата. 3 выигранные гонки Стоунера в последних 4 этапах тому весьма неплохое подтверждение. И если Росси смог взять титул в первый же год на Yamaha, сделать это на победоносном Ducati ему будет, как минимум, не сложнее. Даже учитывая необходимость привыкать к непростому мотоциклу, поломавшему карьеру не одному пилоту, и возраст самого Росси.
Совсем недавно будущий партнер Вале Ники Хейден в интервью рассказал, как важно было, чтобы Доктор сел на красный байк еще в Валенсии. Уж кто-кто, а Ники прекрасно знает, что предстоит пройти Валентино. Понимает это не только американец. Все в MotoGP знают, насколько это важно. Так почему Yamaha пошла на непопулярную для себя меру, отпустив Вале в Валенсии? Ведь этим она насолила, прежде всего, самой себе.
Король вечеринки
Есть у меня на этот счет одна гипотеза. По большому счету, у Yamaha попросту не было выбора. Все то, что было сказано после оглашения двухлетнего контракта между Ducati и Росси очень напоминает неплохо спланированную PR-акцию. Первым делом Ducati с апломбом смахнула слезу и торжественно отпустила Стоунера тестировать Honda еще в Валенсии. «Вот, какие мы хорошие!», - провозгласили итальянцы и приготовились к второй части. А во второй части был Росси, который за три месяца все уши прожужжал про «тот вклад, который он сделал для Yamaha». Вале пользовался любым поводом, для того чтобы напомнить - нет, не самой Yamaha, - а нам с вами, сколь неоценимый вклад он сделал в становление ныне чемпионской команды. Затем была запущена утка про досрочное завершение сезона, которая в конечном итоге оказалась мыльным пузырем. «Я проеду все гонки до конца сезона. Мне бы очень хотелось провести парочку отличных гонок для Yamaha», - закончил ту историю Росси. Приемчик, надо сказать, древний как мир. Так коммивояжеры до сих пор впаривают у станций метро дурацкие альманахи. Сделай подарок, заставь человека почувствовать себя обязанным, и проси чего хочешь. На этом, в общем, можно было и расслабиться. Yamaha плотненько сидела на крючке, имея лишь сугубо номинальный выбор. Запретить Росси тестировать Ducati в Валенсии, значит с гордо поднятой головой сообщить всему миру: мы Пи-расы! Это может себе позволить себе сделать Honda, получающая львиную долю прибыли от продажи автомобилей. Для Yamaha, моторостроительная часть которой представлена в основном мотоциклами, это может стать солидным ударом по рыночным позициям.
Разумеется, все это только мои фантазии, основанные лишь на общедоступной информации. Однако, согласитесь, все это очень похоже на правду. Правду о том, как Росси - король вечеринки MotoGP, тонкой игрой вынудил повернуться, в общем, не слишком поворотливый мир.
Вероятно, стоило бы вспомнить и о Dorna, которой очень бы хотелось, чтобы все произошло так, как оно произошло, а потому, конечно, также прикладывающей усилия для реализации именно этого сценария. Но не думаю, что действия Эспелеты в этом вопросе сыграли решающую роль.
В любом случае итог все тот же: в будущем году Yamaha столкнется с очень жесткой конкуренцией со стороны Ducati-Росси и Honda-Стоунер.
Хорошая статья,у меня уже давно сложилось твердое убеждение в том,что Валентино современный Остап Бендер в мире МотоГП!И этот мир(MotoGP),как-то легко подается на уловки великого комбинатора.Думаю,что Ямаха не много потеряла от ухода Росси!Пускай теперь Дукати принимает его ультиматумы!Он для нее,еще более дорогая игрушка.(учитывая какой ценой он ей достался,думаю не секрет то,что маленькой компании,пришлось свернуть свой проект в Супербайке.)У Ямахи есть пилот не хуже Росси и то,что Лоренсо на более изношенной резине, догнал и навязал борьбу в Валентино в Японии,яркий тому пример.Что касается жесткой конкуренции по отношению к Ymaha со стороны Ducati-Росси и Honda-Стоунер,так это только на руку зрителям,мне точно.
ОтветитьУдалить